Согласование не требуется

Сен 24, 2019 Стройка

Согласование не требуется

Содержание

Процедура согласования границ земельного участка при межевании

Довольно часто землевладельцы сталкиваются с тем что им нужно уточнить границы собственного земельного участка. И важным этапом по уточнению границ участка будет являться его согласования с соседями и иными заинтересованными в этом лицами. Важно соблюсти порядок всех действий ведь после оформления данной процедуры она будет документироваться и подшиваться в межевое дело. О том, как получить документы о проведенном согласовании вы узнаете из нашей статьи.

Что означает процедура согласования границ участка?

Согласование границ земельных участков (ЗУ) – это один из видов кадастровых работ, входящих в процедуру межевания. И если ознакомиться со статьей 39 закона № 221-ФЗ, где говориться, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, которые на правах собственности владеют смежными ЗУ, если в процессе кадастровых изысканий было определено местоположение границ ЗУ, в отношении них выполнялись указанные работы, или установлено местоположение границ, соседствующих (прилегающих) участков, информация о которых внесена в Росреестр.

Из вышесказанного можно сделать вывод что согласование границ с прилегающими ЗУ необходимо если:

  1. Смежные участки внесены в Государственный кадастр недвижимости.
  2. Уточнены границы прилегающих ЗУ в процессе кадастровых работ.

Видео консультация юриста по согласованию границ земельного участка:

Пошаговая инструкция согласования границ участка

Если вы убедились, что информации о границах вашего участка нет, то порядок действий будет одинаков независимо от того проводите ли вы согласование в процессе межевания, либо как отдельной правовой нормой.

Определением межевых линий вашего ЗУ, должен заниматься компетентное лицо, обычно это кадастровый инженер. Поэтому первым шагом будет обращение в геодезическую организацию или в территориальный орган кадастра и картографии, где вам предложат кандидатуру инженера.

У него вы сможете узнать все нюансы и детали процедуры согласования, и получите соответствующие рекомендации. Важно знать, что доверяя данную процедуру специалисту, итогом его работы должен быть подписанный акт согласования. Вам предпринимать какие-либо действия не нужно.

Рекомендуем перед началом согласования произвести предварительную беседу с соседями. В большинстве случаев соседи сами должны быть заинтересованы данной процедуре и не будут препятствовать проведению согласования границ.

Вторым шагом будет подача заявления в геодезическую организацию. После этого нужно поэтапно выполнить ряд действий:

  1. Обговариваете все нюансы и договариваетесь о проведении согласования на определенную дату.
  2. Подписываете договор на проведение работ, и вносите по нему авансовый платеж, либо всю сумму сразу.
  3. Собственников смежных участков оповещают о проведении согласования не менее чем за 30 дней до процедуры. Документом, свидетельствующим о том что соседи уведомлены, будет являться извещение выданное под подпись собственников смежных ЗУ.
  4. В извещения будет содержаться подробная информация о данной процедуре.
  5. В оговоренный день кадастровый инженер с уже готовым планом межевых линий, проводит встречу с владельцами соседних участков и подписывает акт согласования.
  6. Если необходимо, то проводиться индивидуальная беседа с каждым собственником.
  7. По окончанию процедуры, акт согласования подписывается и вкладывается в межевое дело.

Конечно все описанные выше действия, иногда бывает достаточно сложно выполнить, при наличии разногласий с соседями, поэтому понадобиться проявить смекалку и опыт убеждения. Поэтому если вы уверены, что спора с соседями не избежать, то лучше нанять юриста, который практикует земельные правоотношения.

Теперь более подробно рассмотрим некоторые пункты, указанные выше, первым делом обратите внимание на извещение, которое можно провести следующими способами:

  • личное вручение под роспись;
  • отправить заказным письмом с уведомлением о вручении Почтой России;
  • уведомить путем сообщения на электронную почту (e-mail);
  • дать информационное объявление в местную газету;

Публикация извещения в периодическую печать возможна если:

  • адрес местонахождения собственника смежного ЗУ не установить;
  • после отправки письма не получено уведомления о вручении;
  • если дачный участок граничит с 5 и более земельными участками.

Форма извещения регламентирована приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 года № 735, в него вносятся ФИО кадастрового инженера и данные организации, сведения о заказчике, и то где можно с предварительным планом проекта.

Еще одним важным документом будет подписанный акт согласования, он является непосредственным результатом проведенных мероприятий. И после его подписания, дальнейшие земельный споры могут проходить только в зале суда.

Акт должен быть составлен кадастровым инженером, и он должен удостовериться что подписавшиеся под ним лица являются собственниками смежного ЗУ. Это очень важный документ и незначительные ошибки при составлении могут сделать его недействительным, и он может быть оспорен в суде.

В акте присутствую такие данные как площадь участка, кадастровый номер или обозначение ЗУ и сведения о лицах, поставивших в нем подпись. И должен иметься сопроводительный чертеж границ расположения вашего участка относительно соседних.

Нюансы законодательства при проведении согласования в процессе межевания участка

Что касается законодательных нюансов, то тут нужно постоянно держать руку на пульсе. Так как оно из года в год меняется, и меняются регламентируемые формы документов. В этом году кадастровому инженеру необязательно возиться с бумажными копиями документов, и он имеет право предоставить акт в виде электронного документа, удостоверенного электронной подписью.

Также нужно внимательно относиться к землям федерального значения, которые состоят на особом контроле государства.

Важно строго соблюдать положения ст.40 №221-ФЗ, где указано что границы участка должны быть четко прорисованными и точно определять его форму и все поворотные точки.

Также иногда может потребоваться согласование границ ЗУ не только с соседями, но и с местными муниципальными органами. В основном это относиться к землям, которые граничат с муниципальной собственностью. Поэтому повторимся еще раз что в этой сложной процедуре лучше прибегнуть к услугам юриста. Чем в будущем тратить время на судебные тяжбы ведь они у вас отнимут время и деньги.

Когда согласование границ необязательно?

Есть определенные виды земель, для которых процедура согласования границ необязательна.

Вот их список:

  • земли, являющиеся лесными массивами;
  • земли, расположенные вблизи государственной границы РФ;
  • земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в пользовании коренных народов Дальнего востока, Севера и Сибири;
  • если границы были определены линейным объектом;
  • и иные виды земель прописанных в законодательстве РФ.

К процедуре описанной в статье необходимо отнестись с большой ответственностью, и контролировать работу кадастрового инженера, ведь именно от него зависит будут ли присутствовать ошибки или все пройдет гладко.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее — Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

— в органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

— из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

— из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

В редакции по состоянию на 23 января 2017 г.

В некоторых случаях по действующему законодательству согласование границ земельного участка не обязательно. С одной стороны, хорошо, что не надо тратить время, силы и нервы на эту неприятную процедуру. С другой стороны, бывает, что отсутствие согласования границ, даже когда оно не обязательно, имеет свои негативные последствия при разбирательстве споров.

Рассмотрим случаи, когда нужно и когда не нужно согласование границ.

По общему правилу в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Что касается смежных земельных участков в приведенной норме можно выделить два момента. Во-первых, речь идет об уточнении местоположение границ таких участков и, во-вторых, это должны быть земельные участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Понятие уточнения местоположения границ земельного участка содержится в ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Требования к описанию местоположения границ земельных участков следующие.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиями к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утверждены приказом Минэкономразвития России от 01 марта 2016 г. № 90) установлено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.

Таким образом, если в отношении смежных земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует описание местоположения границ или оно не соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, то фактически одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, происходит и уточнение местоположения границ таких смежных земельных участков. Значит в этом случае местоположение границ подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков.

Если же в Едином государственном реестре недвижимости уже содержится описание местоположения границ смежных земельных участков, оно соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка и не происходит внесение изменений в эти сведения, то согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков не требуется. В этом случае земельный участок, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, просто «привязывается» к уже установленным границам смежных земельных участков.

Второй момент. Статьей 6 ЗК РФ установлено, что объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

ЗК РФ наряду с земельными участками говорит о «земле», «землях», которые не имеют таких индивидуализирующих характеристик, как земельные участки. По сути это собирательные понятия.

Вместе с тем ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

Как видим, закон обязывает согласовать местоположение границ земельного участка, которые одновременно являются границами других земельных участков, но не земель вообще.

Таким образом, если земельный участок не граничит с другими земельными участками, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости, то по закону согласование местоположения границ такого земельного участка не обязательно. Например, земельный участок граничит со свободными землями или даже с улицей, которая не учтена в качестве земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.

Ранее по данному вопросу Минэкономразвития России в п. 1 приложения к письму от 14 декабря 2012 г. № 27701-ПК/Д23и «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений» разъясняло, что «…если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится». Аналогичные разъяснения имелись и в других письмах министерства.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Порядок и алгоритм согласования границ земельного участка при межевании

На сегодняшний день утверждение (восстановление) межей участков становится единственной формой земельных отношений между гражданами.

Что это такое?

Согласование границ земельных участков (ЗУ) – это разновидность учётных работ (кадастровых работ), элемент процедуры размежевания. Он определяет её юридическую силу и правомочность осуществления в отношении межевых границ как прецедента совместной собственности.

Требования согласования возникают на фоне положений, изложенных в ст. 39 Закона № 221-ФЗ. Они оглашают, что процедура межевания обязана осуществляться в контексте согласованного утверждения межевых границ с соседями по участку.

Если вы стали инициатором определения расположения межей и обратились в геодезическую компанию, ответственность по согласованию границ ляжет на вас как на заказчика. Вам потребуется согласовать общую межевую границу в случае, если:

  1. Соседствующие земли внесены в учётные записи.
  2. Учётные записи обладают точной информацией о расположении межей участков, разделяющих друг друга со стороны соседей заказчика.
  3. Заказчик имеет учтённые в результате кадастровых работ межи с соседствующими участками со своей стороны.

Обязательность согласования межевых границ с землевладельцами соседствующих территорий вызвана совокупностью действий, соответствующих конституционным правам землепользователей.

Межа – это фрагмент имущественной собственности, он принадлежит одновременно двум собственникам (пользователям). А право собственности лица предполагает неприкосновенность в отношении объекта собственности (права пользования).

Кроме этого, согласование границ – документ, который имеет многофункциональную основу, то есть служит не только интересам заказчика межевых работ, но и всем заинтересованным лицам, чьи имущественные интересы защищены государством наряду с интересами заказчика. Как узнать границы своего земельного участка? Читайте .

Согласование границ: пошаговая инструкция

Если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями, тогда согласование границ может проводиться в двух аспектах, которые определят порядок и процедуру всех ваших действий:

  1. Как неотъемлемая часть процесса межевания, которая во всех случаях сопровождает межевание границ.
  2. Как самостоятельный правовой прецедент.

Исходя из того, какие мотивации у вас имеются в контексте проводимого вами определения межевых линий, вы будете поступать соответствующим образом – заказывать межевую процедуру в целом или оформлять заказ услуг по согласованию границ.

В обоих случаях работу должен выполнить компетентный сотрудник в должности кадастрового инженера. Поэтому, прежде всего, нужно обратиться в геодезическую компанию или непосредственно в местное отделение кадастра и картографии, где вам будет предложена кандидатура кадастрового инженера.

С ним можно обговорить все нюансы и подробности процесса согласования и получить консультацию в отношении ваших действий. Однако имейте в виду, что заказывая работу – вы полностью делегируете свои права специалисту, который обязан выполнить все действия сам или под свою ответственность, если какое-то действие (например, передача извещений) выполняете вы.

Кроме прочего, желателен предварительный разговор с соседями.

Вполне вероятно, что даже в условиях межевого конфликта и претензий в отношении использования границ, они окажут инициативу и сочтут целесообразным проведение согласования границ в своих интересах.

Этот вариант при неоднозначном понимании имущественных прав является оптимальным выходом из сложной ситуации. В этом случае вы можете действовать сообща или порознь – как вам будет удобно.

После того как вы определитесь с целями, обратитесь с заявлением в геодезическую компанию. Далее порядок согласования в целом будет следующий:

  1. Вы договариваетесь о проведении согласования и получаете консультацию.
  2. Составляете договор на проведение работ и оплачиваете их.
  3. Ваши соседи оповещаются о проведении согласования за 30 дней.
  4. Для их оповещения им раздаются или высылаются извещения, обязательно под роспись.
  5. Розданные извещения обозначают надлежаще проведённое предупреждение.
  6. В назначенный день кадастровый инженер с подготовленным планом межевых границ встречается с вашими соседями и подписывает акт согласования.
  7. Предусмотрен вариант индивидуальной работы с каждым из соседей.
  8. По завершении процедуры, акт подписывается и подшивается.

Однако стандартный порядок соблюдается далеко не всегда поэтому процедура межевания и согласования границ включает в себя все нюансы, которые могут возникнуть на фоне существующих нарушений или подозрений о нарушениях со стороны соседей. В некоторых случаях приходится импровизировать и подстраиваться под ситуацию, чтобы не накалять возмущений.
Нельзя исключать, что на определённом этапе у вас с соседями возникнут разногласия в отношении права пользования межой.
На этот случай, все ваши действия надлежит выполнять с опорой на правовую базу.

Извещение

Извещение о согласовании границ может осуществляться несколькими способами:

  • передачей под роспись;
  • высылаться заказным письмом;
  • пересылаться в электронном варианте;
  • опубликовываться в периодической печати.

Опубликовать извещение можно если:

  • местоположение соседа невозможно установить;
  • отправленное заказное письмо вернулось с отметкой о не получении;
  • если земля располагается в дачном массиве, с большим числом соседей собственников;
  • в аналогичных случаях коллективной собственности, когда число их участников более 5.

Извещение составляется по регламентированной структуре, в состав обязательных сведений кроме данных о заказчике и исполнителе, входит информация о том, где и каким образом можно ознакомиться с предварительными чертежами проекта, на основании которого составляется акт.

Образец формы извещения о согласовании границ земельного участка.

Акт

После подписания акта о согласовании, при отсутствии претензий, дальнейшие разбирательства сторон могут рассматриваться только в суде.

Результатом и критерием согласования границ становится подписание акта согласования. Он составляется кадастровым инженером и подписывается соседями по участку. Кадастровый инженер лично проверяет соответствие лиц, подписывающих акт.

Он должен проверить паспорта у всех присутствующих на собрании, а в случае присутствия представителей – проверить наличие удостоверенной доверенности. Надлежащее оформление акта и все правовые последствия в случае нарушения правил подписания остаются в зоне его профессиональной ответственности.

Акт содержит текст с данными и чертёж участка, на котором устанавливаются путём согласования границы. Они подробно описываются, и содержат информацию о землепользователях смежных территорий, которые подписали акт о достижении согласия с представленными их вниманию и оценке межевыми границами в той форме, которая удостоверена актом.

Заполненный бланк акта согласования границ земельного участка с соседями.

Особенности согласования

После принятия законодательного положения (Закона о ГКН за № 221-ФЗ), который видоизменил земельный кадастр на Государственный кадастр недвижимости и внёс новые положения о проведении уточнения границ участков и их согласования, в учётных записях прибавилось больше точности.

Нюансы нового закона

Одним из существенных нюансов работы в новом стиле стало оборудование и техническое обеспечение работ высокотехнологичной аппаратурой, активное использование электронных документов, которые имеют высокое разрешение для применения на практике.

Так, например, кадастровый инженер имеет право представить акт согласования в электронном виде, скреплённом усиленной электронной подписью.

Важную роль играет особое отношение к данным с ограниченным доступом, к числу которых относятся данные о прохождении границ федерального значения. Соответственно участки, располагающиеся в этой зоне, подлежат особому контролю при согласовании.

Пристальное внимание уделяется чёткости рисунка участка с определением его формы и всех поворотных точек границ. Правила составления акта опираются на положения статьи 40 Закона № 221-ФЗ.

Они устанавливают нанесение на чертёж участка поворотных точек границ участка, которые являются знаками межевых границ. По правилам специалист обязан выстроить новый чертёж с актуальными на момент подписания акта сведениями.

В связи с существующим положением, необходимо сверить соответствие чертежа, сопровождающего акт согласования реальному положению дел на местности и разъяснить всем заинтересованным лицам порядок проведения межевой границы между их участками. Разъяснение должно быть подробным и чётким, чтобы при подписании акта у соседей по участку не осталось никаких сомнений.

К сожалению, некоторые специалисты совершают нарушения в отношении разъяснения.

Они предлагают подписать никому не понятный чертёж, изготовленный на базовой структуре старого плана, на который внесены изменения.

Однако правила разъяснения должны быть основаны не на вере в компетентность кадастрового специалиста, а на достоверной информированности.

Если при подписании акта вам или вашим соседям что-либо покажется не совсем понятным – требуйте разъяснения и попросите, чтобы вам было продемонстрировано совпадение границ, представленных в чертеже акта с их наличием в натуре.

В некоторых случаях требуется согласование границ участка с местной администрацией. Естественно к их числу относятся ситуации, когда земли лица, проводящего межевание, граничат с муниципальными землями. Некоторые специалисты кадастровой службы передоверяют подписание акта согласования границ с соседями, в том числе и с администрацией, заказчику.

Это в корне неверный и неправомочный вариант действий. В подобных случаях административные службы отсылают заказчика, давая обещания и откладывая рассмотрение вопроса всё дальше, ссылаясь на занятость. Это не удивительно, так как в соответствии с новыми положениями этим вопросом обязан заниматься кадастровый инженер. Именно он как уполномоченное лицо должен решить этот вопрос.

Затягивание вопроса может возникнуть по той причине, что для согласования и подписания акта, в администрации должна быть создана специальная экспертная комиссия, которая сверяет данные указанные в акте с установлением границ в натуре. А это довольно трудоёмкий процесс. Сколько стоит сделать межевание земельного участка — читайте перейдя по .

Что такое согласование границ земельного участка?

Согласование границ земельного участка – это одна из процедур при межевании земельного участка, регламентирующая получение согласия правообладателя смежного (соседнего) земельного участка на установление границ в координатах, согласно межевому плану.

Для чего же это нужно? К примеру, у вас в собственности есть земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством, иными словами, участок не отмежеван. Не отмежеванный земельный участок означает, что границы имеют примерные, а не точные координаты. Точно также и соседний земельный участок может иметь примерные координаты (границы).

Поэтому, в целях уменьшения конфликтов между соседями, законодательством предусмотрен обязательный порядок согласования границ между соседями у которых земельные участки не отмежеваны. Иными словами, соседям необходимо договориться где будет проходить общая граница участков и зафиксировать это в акте согласования границ.

Когда требуется / не требуется согласование границ?

Итак, кадастровый инженер выехал на земельный участок и закоординировал его. Далее в офисе (камерально) подготовил межевой план с границами участка. Теперь встает вопрос, требуется или нет согласование границ? Определить это очень просто.

Первое. Необходимо определиться какие земельные участки являются смежными (соседними). Согласно п. 2 ст. 39 221-ФЗ «»О кадастровой деятельности», предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Из этого следует, что смежный земельный участок — это участок, который имеет общую границу с межуемым участком. В случае, если расположенный рядом земельный участок не имеет общей границы, то согласование границ не требуется.

После определения всех смежных участки, переходим ко второму этапу. Выясняем, установлены ли границы в соответствии с земельным законодательством у смежных участков или по-другому отмежеваны ли они. Как это проверить, читайте эту статью. Если какой-либо смежный земельный участок, оказался отмежеванным (границы внесены в ЕГРН), то согласовывать с правообладателем такого земельного участка не нужно.

Во всех иных случаях, требуется согласование границ с правообладателями смежных земельных участках.

С кем требуется согласование границ?

После определения необходимости согласования границ с каким-либо из «смежников», нужно выяснить правообладателей этих смежных земельных участков. Единственным способом это выяснить, является заказ выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Есть 2 способа получить выписку из ЕГРН:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением.
  2. Заказ в электронном виде на сайте Росреестра.

В выписке из ЕГРН, в разделе 2 «Сведения о зарегистрированных правах», можно увидеть правообладателя земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 39 221-ФЗ, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

  • Собственности;
  • Пожизненного наследуемого владения (с физическими лицами);
  • Постоянного (бессрочного) пользования (с физическими и юридическими лицами)
  • Аренды.

Согласование границ, если смежный земельный участок в аренде

В случае, если смежный земельный участок находится в аренде, то необходимо выяснить два момента:

  1. Определить собственника земельного участка. Земельный участок может находится в государственной (РФ или субъекта РФ), муниципальной или частной собственности. В случае, если арендованный земельный участок находится в частной собственности, то в любом случае, согласование будет происходить с собственником земельного участка. Если в государственной или муниципальной, то необходимо:
  2. Определить срок договора аренды. Согласование будет происходить с арендатором земельного участка, а не с собственником в том случае, если договор аренды земельного участка заключен на срок более чем 5 лет.

Согласование границ с органом местного самоуправления

Согласование границ с Администрацией будет происходить в случае, если смежный земельный участок находится в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения (ст. 3.1, 3.3 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Процедура согласования границ с органом местного самоуправления является муниципальной услугой и определяется административным регламентом. Такой регламент в каждой Администрации свой, но порядок везде схож.

Рассмотрим типичный порядок согласования границ в Администрации:

  1. Подготовка заявления с приложением межевого плана (образец заявления здесь)
  2. Подача заявления в орган местного самоуправления, его регистрация и выдача расписки в получении документов;
  3. Рассмотрение (экспертиза) документов Администрацией, направление запросов в Росреестр и другие органы. Обычный срок рассмотрения – 1 месяц или 20 рабочих дней.
  4. Получение заявителем согласования границ в акте или мотивированный отказ в согласовании.

В соответствии с п. 4 ст. 39 221-ФЗ, в согласовании местоположения границ от имени органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

Согласование границ, если смежный участок под многоквартирным домом

Земельный участок под многоквартирным домом входит в состав общедомового имущества собственников. В согласовании границ от имени собственников выступает лицо, уполномоченное на основании решении общего собрания указанных собственников. Обычно в ТСЖ это председатель, в управляющей компании – директор.

Согласование границ с земельным участком общего назначения в СНТ

В каждом садовом некоммерческом товариществе (территория садоводства) имеются земли общего пользования. Согласно новому 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства…», теперь эти земли именуются, как земельные участки общего назначения.

Право на согласование смежной границы земельного участка садовода и земельных участков общего назначения в границах территории садоводства осуществляет представитель СНТ, уполномоченный на то, решением общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества (п. 4 221-ФЗ). В подавляющем большинстве случаем, эти полномочия имеет председатель СНТ.

Согласование границ с лесным участком лесничеством, лесопарком

Согласно п. 1 ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Органом, имеющем право на распоряжение, а соответственно и согласование границ лесных участков, находящихся в федеральной собственности является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (письмо Министерства экономического развития РФ от 31 октября 2013 г. N 23782-ПК/Д23и «О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда»).

Относительно необходимости согласования границ с Росимуществом следует отметить следующее:

В связи с принятием федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 г. о так называемой «лесной амнистии», в частности с п. 9 ст. 10, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;

2) смежным земельным участком является лесной участок.

При соблюдении этих двух условий, согласование границ с Росимуществом проводится не будет.

Также в соответствии со ст. 60.2 218-ФЗ, в случае, пересечения границ межуемого земельного участка, права на который возникли до 2016 года, и границ лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

В этом случае, в акте согласования границ кадастровый инженер указывает: «Граница принята в соответствии со ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости»»

Порядок согласования

После определения всех смежных землепользователей, с кем подлежит согласование границ участка, кратко выясним дальнейший порядок действий:

  1. Подготовка акта согласования границ. Кадастровый инженер готовит акт согласования границ в составе межевого плана с указанием списка всех смежных землепользователей.

Более подробно в главе «Акт согласования границ»

  1. Выбор способа согласования границ. К способам согласования границ относится:
  • Индивидуальный порядок
  • Проведение собрания

Могут применятся оба способа согласования. Все зависит от особенностей, того или иного смежного землепользователя.

Более подробно в главе «Способы согласования границ».

  1. Извещение смежных землепользователей. В целях соблюдения прав смежных землепользователей необходимо обязательное их извещение.

Более подробно в главе «Способы согласования границ», «Сроки согласования».

  1. Проверка документов правообладателей смежных земельных участков. При согласовании границ необходимо проверить правоудостоверяющие документы на земельный участок и установить личность подписанта.

Более подробно в главе «Необходимые документы»

  1. Демонстрация границ земельного участка. Кадастровый инженер или сам собственник участка показывает заинтересованным лицам («смежникам») схему земельных участков с координатами смежной (общей) границы. Смежные землепользователи вправе обязать кадастрового инженера показать границы участка на местности.
  2. Подписание акта согласования границ. В случае согласия с координатами общей границы, стороны подписывают акт согласования границ, тем самым выражая свое согласие с прохождением по этой границе забора.

Более подробно в главе «Акт согласования границ».

С момента подписания акта согласования границ, такая процедура в межевании, как согласование границ считается оконченной.

Ниже, вы узнаете все подробности каждого из указанных этапов.

Необходимые документы

При процедуре согласования границ земельного участка от правообладателей смежных земельных участков требуются следующие документы:

  1. Правоустанавливающие и/или правоподтверждающие документы на земельный участок, в случае если сведения о правах не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Такое может быть, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, а права на него не зарегистрированы. К таким документам относятся:
  • Акты о предоставлении земельных участков в постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение;
  • Договоры купли-продажи, дарения с отметкой о регистрации БТИ;
  • Решения об отводе земельного участка;
  • Иные документы.
  1. Документы, подтверждающие личность правообладателя.
  • Паспорт собственника – физического лица или нотариальная доверенность представителя такого лица;
  • Учредительные документы (устав, решение общего собрания об избрании директора) собственника – юридического лица, в случае подписания акта согласования директором или простая письменная доверенность, заверенная директором такого юридического лица.
  1. Документы, используемые при межевании земельного участка. Могут понадобится такие документы как:
  • Квалификационный аттестат кадастрового инженера (могут запросить соседи);
  • Межевой план (не только акт согласования границ);
  • Акт согласования границ со схемой формируемого земельного участка.

Акт согласования границ

Итак, главный документ – Акт согласования местоположения границ земельного участка. Рассмотрим подробнее, что такое акт согласования границ, утвержденную форму и образец его заполнения…

Что такое акт согласования?

Акт согласования границ земельного участка – это документ, являющийся частью межевого плана, содержащий подписи согласных правообладателей смежных (соседних) земельных участков в прохождении границ согласно чертежу, указанному на обратной стороне данного акта.

Как уже говорилось ранее, целью данного документа, является предотвращение споров соседей из-за прохождения общей границы земельного участка и последующие судебные разбирательства. Акт согласования границ выступает своего рода «соглашением» между соседями о месте прохождении общей границы участков.

Официальная форма (бланк)

Новая форма акта согласования границ утверждена Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (с изм. на 14.12.2018 г.) (далее – Приказ № 921). Ознакомиться с приказом можно по ссылке.

Отдельно официальный бланк Акта согласования границ можно скачать здесь.

Образец и правила заполнения акта согласования границ

Теперь рассмотрим правила оформления акта согласования границ. Такие правила предусмотрены пунктами 82 — 87 Приказа № 921.

Ниже представлены правила заполнения граф в акте согласования.

I. Кадастровый номер или обозначение земельного участка

В данной графе указывается кадастровый или условный номер уточняемого земельного участка.

II. Площадь земельного участка

После координации земельного участка кадастровым инженером, площадь земельного участка может оказаться больше или меньше, чем указано в свидетельстве о праве собственности. Размер земельного участка имеет свои предельные максимальные и минимальные размеры, установленные правилами землепользования и застройки. В данной графе, указывается площадь (уточненная), согласно обмерам кадастрового инженера.

III. Обозначение части границы

Кадастровый инженер на чертеже земельного участка указывает характерные (поворотные) точки границ земельного участка. Обычно, такие точки обозначаются как н1, н2, н3 и т.д. В данной графе указываются, те точки, которые соединяясь образуют общую границу смежного земельного участка. К примеру: н1-н2.

IV. Горизонтальное проложение (S)

Техническая информация. Указывается сумма горизонтальных проложений.

V. Кадастровый номер смежного земельного участка

Все просто, указываем кадастровый номер смежного земельного участка.

VI. Сведения о лице, участвующем в согласовании

В данной графе указываются сведения о правообладателе смежного земельного участка. Ниже представлены правила заполнения в соответствии с Приказом № 921, в зависимости от категории правообладателя:

  1. Физическое лицо – лично;

Фамилия и инициалы + паспортные данные;

  1. Физическое лицо – по доверенности;

Фамилия и инициалы представителя + «по доверенности» + дата доверенности + фамилия и инициалы доверителя;

  1. Физическое лицо – по закону (опека);

Фамилия и инициалы представителя + «законный представитель – опекун» + указание на нормы закона+ фамилия и инициалы опекаемого;

  1. Юридическое лицо – директор;

Наименование юридического лица + должность + фамилия и инициалы + реквизиты выписки из ЕГРЮЛ + печать;

  1. Юридическое лицо – по доверенности;

Должность (если лицо работает в ЮЛ) + фамилия и инициалы представителя + «по доверенности» + дата доверенности + наименование юридического лица;

  1. Государственный орган или орган местного самоуправления – на основании закона, акта;

Наименование органа + должность + фамилия и инициалы + указание на нормы закона или акта + печать;

  1. Государственный орган или орган местного самоуправления – по доверенности.

Должность + фамилия и инициалы представителя + «по доверенности» + дата доверенности + наименование органа;

VII. Подпись и дата

Дополнительно к пункту VI, в отдельной графе ставится подпись и дата.

VIII. Способ и дата извещения

В зависимости от способа согласования в графе «Способ и дата извещения» указывается один из следующих вариантов:

— «Согласовано в индивидуальном порядке»;

— «Извещение вручено под расписку» и дата вручения;

— «Извещение направлено почтовым отправлением с уведомлением» и дата вручения;

— «Извещение опубликовано в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 39 Закона о кадастре», а также источник и дата опубликования.

Более подробно в главе «Способы согласования»

IX. Наличие разногласий

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок в письменной форме представили обоснованные возражения о местоположении границ земельного участка, содержание таких возражений указывается кадастровым инженером в Акте согласования. Представленные в письменной форме возражения включаются в Приложение (п. 87 Приказа № 921).

X. Снятие возражений

При наличии обоснованных возражений о местоположении границ такие возражения должны быть сняты либо путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границ (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров (п. 87 Приказа № 921). В случае, земельного спора, классическим исковым требованием будет установление границ земельного участка в соответствии с межевым планом. После вступления в силу решения суда об установлении границ земельного участка, повторного согласования с «возражающим смежником» не требуется.

XI. Кадастровый инженер

Акт согласования заверяется подписью и печатью кадастрового инженера.

Подписание акта согласования

Акт согласования составляется кадастровым инженером. Данный акт должны подписать все участники процесса согласования (сами собственники участков, либо же их представители), включая самого кадастрового инженера, как уже говорилось ранее. Местоположение границ участка считается согласованным, если есть все подписи всех заинтересованных лиц или их представителей в акте (п. 2 ст. 40 221-ФЗ).

Если же, надлежащим образом извещенный собственник участка или его представитель в срок не подписали акт согласования границ, либо же в письменной форме не представили свои возражения, то в акт сносится соответствующая запись об этом. Но при этом акт считается согласованным. Тогда к межевому плану прилагается документ, подтверждающий, что заинтересованное лицо было должным образом уведомлено о собрании. Представленные возражения другими участниками, если имеются, конечно, прилагаются также к межевому плану, являясь его неотъемлемой частью (п. 3 ст. 40 221-ФЗ).

Способы согласования

Итак, поговорим о способах согласования границ земельного участка. Согласно п. 7 ст. 39 221-ФЗ, существует два способа согласования:

  1. Индивидуальный порядок;
  2. Проведение собрания.

Каким же воспользоваться способом решает кадастровый инженер. Разберем каждый из них.

Индивидуальный порядок

Согласование границ земельного участка в индивидуальном порядке – это сбор подписи каждого заинтересованного лица по отдельности.

Этот способ считается самым быстрым и удобным, так как не требует финансовых расходов на извещение лиц и большого количества времени. Будет достаточно, показать «смежнику» место, где будет проходить граница между участками и заполнить акт согласования. При этом, в акте, в графе «Способ и дата извещения» будет указываться «Согласовано в индивидуальном порядке».

Проведение собрания

В случае невозможности согласования границ в индивидуальном порядке, необходимо провести собрание.

Согласование границ земельного участка посредством проведения собрания – это сбор заинтересованных лиц в одном месте в целях согласования границ. Проводятся такие собрания в населенном пункте, где находится межуемый земельный участок, либо же в ближайшем населенном пункте, если земельный участок расположен не в границах населенного пункта.

Чтобы провести собрание, требуется обязательно известить всех заинтересованных лиц. Существуют четыре способа извещения:

  1. Вручить под расписку;
  2. Отправить на электронный адрес, указанный в ЕГРН;
  3. Отправить почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, указанный в ЕГРН;
  4. Опубликовать в официальном источнике (газете).

Первые три варианта имеют приоритет перед четвертым. Так согласно, п. 8 ст. 39 221-ФЗ, опубликование извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается, если:

Подпункт I.

  • В ЕГРН отсутствуют сведения о почтовом или электронном адресе;
  • Извещение, направленное по адресу, указанному в ЕГРН, вернулось с отметкой о невозможности его вручения.

Подпункт II.

  • Смежным является земельный участок общего назначения в границах территории ведения садоводства, огородничества;
  • Смежный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц;
  • Смежный земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Подпункт III.

  • Земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Обязательная информация в извещении, согласно п. 9 ст. 39 221-ФЗ:

  1. Сведения о заказчике межевания, его почтовый адрес и номер телефона;
  2. Сведения о кадастровом инженере, его почтовый, электронный адрес и номер телефона;
  3. Кадастровый номер и адрес, межуемого земельного участка, а также всех смежных земельных участков;
  4. Порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
  5. Место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  6. Сроки и почтовый адрес для направления «смежниками» требований показать границы на местности, а также для направления обоснованных возражений.

Ниже рассмотрим более подробно такие виды извещения, как почтовое отправление с уведомлением и публикация в официальном источнике (газете).

Почтовое отправление с уведомлением

Разберем подробнее, в каком случае отправляется извещение по почте и каков порядок.

Извещение о проведении собрания направляется либо по электронной почте, либо по почтовому адресу. Но такой способ будет использоваться при наличии какого-либо из адресов в ЕГРН. То есть, если в ЕГРН не будет содержаться электронного или почтового адреса заинтересованного лица, то извещение будет опубликоваться в газете (о чем мы поговорим ниже), либо же путем вручения данного извещения под расписку, о чем уже говорилось ранее.

Итак, мы знаем почтовый адрес смежного правообладателя. Следующий шаг, это подготовка извещения для направления почтовым отправлением.

Приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 735 «Об установлении примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков…», были утверждены официальные формы извещений о проведении собрания. Официальное извещение для вручения либо направления почтовым отправлением можно скачать по ссылке.

После заполнения извещения, его необходимо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Рис. уведомления

Уведомление направляется по адресу за 30 дней до дня проведения данного собрания, можно направить даже раньше, но никак не позже этого срока. А также у заинтересованного лица должны «быть в запасе» 15 дней с момента получения письма с извещением возможности направления возражений на адрес, указанный в таком извещении (п. 10 ст. 39 221-ФЗ).

Если письмо дошло до адресата, то такое извещение является успешным и не требует дополнительной публикации в печатном издании.

Уведомление о вручении подлежит включению в состав межевого плана, как приложение.

Публикация в официальном источнике (газете)

При невозможности согласовать границы в индивидуальном порядке, или, если отсутствует в ЕГРН адрес смежного землепользователя, то в таком случае извещение можно опубликовать в официальном источнике, то есть в газете.

Публикация происходит в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. То есть публикация извещения происходит в местной газете, которая распространена в том муниципальном образовании, где находятся земельные участки.

Порядок действий при публикации достаточно прост:

  1. Связывайтесь с редакцией местной газеты и узнаете стоимость и дату публикации номера газеты.
  2. Оплачиваете размещение объявления (извещения) в газете. Стоимость публикации зависит от региона и тиража газеты. Цены могут варьироваться от 500 рублей до 15 000 рублей.
  3. Подготавливайте извещения для опубликования. Официальную форму можно скачать по ссылке. Необходимо рассчитать так, чтобы с момента выхода газеты до собрания прошло не менее 30 дней.

Рис. вырезка с газеты

Страница газеты с публикацией подлежит включению в межевой план как приложение.

Сроки согласования

Как уже сообщалось выше, при согласовании границ участка, существуют законодательно установленные сроки только в отношении извещения заинтересованных сторон. Это:

  • Опубликование извещения за 30 дней до даты собрания;
  • При направлении почтой, за 30 дней до даты собрания и 15 дней с момента получения письма заинтересованным лицом до даты собрания;
  • Срок согласования с государственными и муниципальными органами устанавливаются административными регламентами, но не более 30 дней.

При согласовании границ в индивидуальном порядке, соблюдения каких-либо сроков не требуется.

Нестандартные ситуации

В процессе согласования границ могут выясниться такие обстоятельства, в результате которых, будет затруднено подписание акта согласования. Ниже разберем самые частые ситуации.

Отсутствие соседей

Кадастровый инженер подготовил межевой план с актом согласования и передал собственнику для подписания в индивидуальном порядке, так сказать «по-соседски». Но соседи куда-то уехали и времени их ждать нет. Как быть?

Проверяем наличие почтового и электронного адресов в ЕГРН. В случае их отсутствия, публикуем извещение о месте проведения собрания в газете. Да это займет 30 дней и более, но иного выхода нет.

Сосед умер. Согласование с наследниками

В случае смерти правообладателя смежного земельного участка, необходимо проводить согласование с его наследниками.

Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития России от 24.12.2014 № ОГ-Д23-10528 «О возможности согласования границ земельного участка наследниками, права которых не зарегистрированы в ЕГРП и заполнении акта согласования границ», согласование границ земельного участка может быть проведено с наследником лица, обладающего смежным земельным участком. В акте согласования местоположения границ необходимо указывать реквизиты документов, удостоверяющих личность наследника, а также наименование и реквизиты документа (письма, справки), выданного нотариусом и подтверждающего право лица, осуществляющего согласование местоположения границ земельного участка, на наследование имущества (смежного земельного участка) правообладателя по завещанию или по закону.

В случае, если наследники не вступили в наследство (отказались от наследства), то есть два варианта:

  • Ожидать когда земельный участок, как выморочное имущество, перейдет в собственность муниципалитета. И согласовывать уже с органом местного самоуправления. Это процедура может длиться годами, поэтому проще применить второй вариант.
  • Согласовать границы посредством публикации в газете.

Отсутствие сведений о правах на смежный участок

Есть ситуации, когда земельный участок поставлен на кадастровый учет, но регистрация права собственности на него не осуществлена или в выписке из ЕГРН не корректно отображаются сведения о собственнике.

В данном случае, можно направить заявление в Управление Росреестра о предоставлении сведений о правообладателе смежного земельного участка и документах-основаниях возникновения прав на участок, при их наличии. В случае, отсутствия какой-либо информации, есть опять же универсальный способ согласования границ – публикация в местной газете. Это способ можно применить сразу, без направления письма в Управление Росреестра.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, если граница земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено Законом о кадастре.

При государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, если при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Закона о кадастре.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись (часть 3 статьи 40 Закона о кадастре).

При этом частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что если при постановке на государственный кадастровый учет или при государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 Закона о кадастре.

Учитывая, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости носит заявительный характер, в случае, указанном в части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре, правообладатель смежного земельного участка, заверяя личной подписью акт согласования местоположения границ, в том числе выражает свое согласие на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Исходя из изложенного, по мнению Департамента недвижимости, если государственный кадастровый учет земельного участка не может быть проведен без внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении описания местоположения границ и (или) площади смежного земельного участка (например, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ смежного земельного участка), то местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *