Как нарастить канализационный колодец

Окт 12, 2019 Стройка

Как нарастить канализационный колодец

Как справиться с этой «неудобной» частью дорожного полотна во время ремонта?
Сезон активных дорожных работ в Кирове подходит к концу. До конца октября все «дорожные недоделки» будут доделаны.
Как бы ни ремонтировалась проезжая часть в Кирове, колодезные люки даже на новом асфальте доставляют водителям неприятности. Одни люки выступают над уровнем основного полотна на 2-3 сантиметра, другие и вовсе провалились на те же 2, а то все 10 сантиметров.
Технология ремонта дорог у колодезных люков и ливневок также не совсем ясна.
Сначала «дорожники» укатывают новый асфальтовый слой вместе со всеми люками, оставляя лишь небольшие ямки, как обозначение места, где раньше был люк. Дорожные ремонтные работы сворачиваются и специалисты переходят на следующий участок дороги. Через несколько дней на отремонтированной дороге вновь появляется бригада дорожников. Специалисты вручную выдалбливают колодезный люк, а затем делают вокруг него «карту» и вновь укатывают асфальт. На новой дороге получаются «заплатки». Почти сразу же асфальт вокруг таких заплаток начинает разрушаться – крышка люка все больше проваливается и на дороге образуется очередная яма.
Кстати, единой системы ремонта проезжей части у колодезных и канализационных люков нет. Так, ярким примером может служить недавно отремонтированная улица Карла Маркса. На небольшом участке проезжей части одни люки оказались закатанными в асфальт полностью, другие укатали лишь наполовину, третьи и вовсе обошли стороной…
Мы решили выяснить, есть ли определенные ГОСТы и СНиПы, которые четко регламентируют технические особенности ремонта дорожного полотна около колодезных люков.
Ирина Деулина, главный инженер группы проектирования автодорог ОАО «Кировводпроект»:
— При проектировке автодорог такие тонкости, как точное обозначение этапа ремонта дорожной одежды у колодезных люков и ливневой канализации, не закладываются. Как именно строить или ремонтировать участки дорожного полотна, выбирает самостоятельно подрядная организация. Согласно СНиП 2.04.03–85, колодезные люки на проезжей части должны быть выполнены на одном уровне с основным дорожным полотном.
Логически было бы верно сначала сделать все люки, при необходимости их поднять и прочее, а уже потом укатывать дорожную одежду. Но с другой стороны, уплотнить асфальтовое полотно у колодезного люка очень сложно. Асфальтоукладчик одновременно укатывает полосу асфальта шириной до 3,5 метров, так что сложно представить, что он будет объезжать люки…

За комментариями мы обратились к директору МУПП «Гордормостстрой» Дмитрию Драному. Он рассказал о технологии ремонта:
— Основная проблема ремонта дорожного полотна вблизи люков колодцев заключается в сложности уплотнения асфальтобетонной смеси до необходимого коэффициента 0,98.
Это связано с круглой формой люка и конструктивными особенностями техники для уплотнения смеси (катками).
Закатывая люки сплошным слоем асфальта, мы добиваемся необходимого уплотнения вокруг колодца, так он находится ниже верхней кромки дорожного полотна, тем самым мы исключаем вероятность поломки плиты асфальтоукладчика и вальцев катков.
Затем производим вырубку люка правильной прямоугольной формы, поднятие горловины колодца по высоте на уровень дорожного полотна и заливку вырезанного участка литой асфальтобетонной смесью, которая не требует дополнительного уплотнения катками.
На предприятии МУПП «Гордормостстрой» работает 2 бригады по поднятию горловин люков после асфальтирования. В ночное время производятся работы на центральных (наиболее загруженных) улицах города, в дневное время — на второстепенных. При необходимости по заявке коммунальных служб производится внеочередное поднятие горловин. На сегодняшний день произведено поднятие более 200 люков. В планах предприятия до 20.11.2010 года восстановить все закатанные люки, а это еще около 200 штук.

Согласно ГОСТ Р 50597-93:
3.1.10. Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см.
3.1.11. Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см.
3.1.12. Устранение недостатков, указанных в пунктах 3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения.
Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов.
Дмитрий Драный, директор МУПП «Гордормостстрой» (ГДМС):
— Ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части вблизи колодцев выполняется согласно технологического регламента «Ремонт и устройство асфальтобетонного покрытия с использованием литой асфальтобетонной смеси Тип V» разработанного ЗАО «Асфальттехмаш» (патент РФ № 2085661. «Способ восстановления люков колодцев и устройство для его осуществления»), а также согласно утвержденной на предприятии технологической карте.
Кстати, асфальт вокруг таких дорожных заплаток у колодцев не выдерживает нагрузки и начинает почти сразу после ремонта разрушаться – крышка люка начинает все больше проваливаться, и на дороге образуется очередная яма.
Дмитрий Драный:
— Разрушение асфальта вблизи колодцев происходит из-за разрушения стенок колодцев или из-за утечек воды. Многие колодцы, находящиеся не на балансе нашего предприятия (их глубина достигает 3-4 метров), требуют полной перекладки всех стенок.
Так как колодцы находятся на балансе других коммунальных предприятий, наше предприятие производит замену и поднятие только горловин колодцев.
Максим Зонов, главный инженер дорожной группы института ООО «Дорпроект»:
— Понимаете, все колодезные люки на ремонтируемых участках дорог надо поднимать до уровня дорожного полотна. Но на это требуется немалые финансовые затраты. Меня, как проектировщика дорог и водителя, колодцы на дорогах просто ужасают – по новым нормам проектирования автомобильных дорог колодцы выносятся за пределы проезжей части. Этим летом был обширный ремонт дорог, но все эти колодцы, ливневки, так толком и не сделали, едешь по дороге и постоянно то подскакиваешь, то проваливаешься на очередном люке…

В других городах России можно увидеть и другие технологии ремонта. Так, существует специальная фреза для вырезания Bobcat, которая вырезает ровную симметричную форму вокруг колодца всего за несколько минут. Используя такую технологию, те же дорожные «заплатки» выглядят более эстетично, а ремонт полотна у люков бригада рабочих выполнит в несколько раз быстрее без существенных перекрытий движения.
Дмитрий Драный:
— Фреза Bobcat является дорогостоящим оборудованием. Она позволит делать выемку асфальта рядом с люком круглой, а не прямоугольной формы.
Конечно, можно использовать и другие, более качественные технологии ремонта дорожного полотна. Но для этого автотранспортное движение на проезжей части придется перекрыть не на несколько часов, а на несколько дней. Смогут ли автомобилисты Кирова согласиться на это?
Дмитрий Драный:
— Возможна установка горловин колодцев и до укладки асфальтобетонного слоя. Для этого производится разборка старой горловины и поднятие новой на необходимый уровень при помощи железобетонных наборных колец, которые затем бетонируются.
Бетон требует набора прочности в течение суток, поэтому участок дороги необходимо полностью перекрывать, что невозможно на улицах с общественным транспортом. Поэтому для сокращения времени ремонта и во избежание перекрытия движения, МУПП «Гордормостстрой» в основном использует способ восстановления горловин колодцев при помощи литого асфальтобетона после укладки верхнего слоя.

Щелкните по фотографии для увеличения

Иногда на первый взгляд качественно выполненную работу в силу объективных и субъективных обстоятельств приходится переделывать.

Очень часто такая незадача происходит с канализационными колодцами, выполняемых из железобетонных колец. В процессе воздействия атмосферных осадков, а также в силу воздействия динамических нагрузок и нагрузки от собственного веса водосборный колодец вместе с грунтом вокруг него постепенно уплотняется и, как говорят в народе, «садится». Вместе с ним проседает и ранее выполненное благоустройство вокруг него.

Если не подходит с точки зрения упаднических настроений, то все это элементарно исправимо как и любая другая на первый взгляд сложная задача. В ходе длительного подбора возможных вариантов решения сложившейся задачи было рассмотрено много вариантов. В конечном счете я остановился на установке доборных элементов меньшего диаметра из того же материала, что и материал колодца. То есть до нужной отметки я буду использовать железобетонные кольца КО-6, которые и поднимут в итоге крышку люка на нужную отметку. Размер у них не большой- диаметр составляет 850 мм и толщина 70 мм. Поэтому прежде всего нужно рассчитать: сколько колец нужно для достижения уровня благоустроенного газона. При помощи бытового уровня и рулетки я определил, что крышка люка находится на 20 см ниже уровня грунта.

Учитывая то, что кольца КО-6 укладываются на раствор толщиной около 3-4 см, то для достижения нужной отметки понадобится два таких кольца.
Вес одного элемента составляет 50 кг. Поэтому их вполне можно доставить на личном автомобиле, если конечно не жалко амортизаторов.

Итак приступаем. Прежде всего необходимо откопать и освободить от грунта канализационный люк. Процесс нудный, но не долгий. Используем штыковую и соковую лопату. Снятый грунт откладываем в сторону. Впоследствии он нам очень пригодится.

Отчистив канализационный люк от грунта, снимаем его и основание люка со старых элементов крепления и пока откладываем в сторону.

Далее тщательно от грязи и пыли очищается железобетонное основание основной крышки канализационного колодца для укладки доборных колец. Выполняется это обычной совковой лопатой и веником. Старые шпильки крепления срезаются отрезной машинкой(болгаркой).

Для укладки колец необходимо приготовить цементно-песчаный раствор. Учитывая мизерность необходимого объема и лень-матушку в вопросе вытягивания бетономешалки из сарая, принято решение замесить эту порцию вручную, тем более что ничего сложного в этом нет. Раствор для укладки колец должен быть не менее 75 марки. Это пропорция ориентировочно 5:1, то есть на пять лопат песка приходится одна лопата цемента. Учитывая, что я выполнял для себя любимого, на пять лопат песка перепало две лопаты цемента и итоговая марка получилась около 50.

За бадьёй для цемента идти тоже было лень и я приспособил кусок фанеры с настеленной сверху полиэтиленовой пленкой для приготовления растворной смеси. Не торопясь ингредиенты перемешались довольно качественно.

Процесс затворения водой при приготовлении цементно-песчаного раствора это довольно хитрый и интересный строительный ритуал. В центре перемешанной сухой смеси выполнятся что-то наподобие жерла вулканчика, в которое заливается такое количество воды, которое необходимо для получения смеси нужной консистенции. Далее следует небольшой перекур, после чего не торопясь начиная от низа наружной стороны нашего «вулканчика» начинаем поднимать сухую смесь и перекатывая через край, сбрасывать ее в середину пока вода полностью не покроется сухим раствором. Далее смесь тщательно перемешивается с наименьшими усилиями.

Если покурить в два раза дольше — вода может полностью впитаться в смесь и вам останется только несколько раз перевернуть смесь и проштыковать ее лопатой.

Перед укладкой раствора бетонное основание необходимо как следует смочить водой, чтобы бетонное основание не вытянуло сразу же из раствора большую часть цементного молочка.

Укладываем по возможности равный слой раствора по контуру для монтажа первого кольца. Использовать для этого можно как совковую лопату, так и мастерок. Кому что удобно.

Кольцо хоть и не сильно тяжелое и его под силу поднять одному здоровому взрослому мужчине, с монтажом все-таки придется повозится. Не так просто удерживать такой вес в полностью горизонтальном положении хотя бы десять секунд. Если есть возможность, то лучше монтаж осуществить с чьей-то помощью. Я был один. Как говорится голь на выдумки хитра. Вот таким не хитрым приспособлением я и воспользовался. Крышку накрывал не сверху, а как бы натаскивал сбоку. По-моему получилось неплохо.

Проверка уровнем показала небольшой завал. Но учитывая не совсем ровную поверхность самого кольца я сделал вывод, что все в пределах допуска.
Лишний раствор был собран и настелен для второго монтируемого элемента. Монтажные петли срезаются для удобства монтажа следующего элемента.

На подготовленную поверхность устанавливаем второе кольцо. Качество их исполнения оставляет желать лучшего, но это вид снаружи, который впоследствии будет закрыт грунтом. Изнутри все четко и бьет в створ.

Петли также срезаются для монтажа следующего элемента, которым является канализационный полимерцементный люк. Он имеет довольно прочную конструкцию и выдерживает до 300 кг нагрузки. Крайне альтернативный вариант тяжелым, неподъемным, чугунным люкам. Вес люка вместе с основанием составляет всего 45 кг.

Люк установлен. Уровень показывает ровность горизонтов как на левом его конце, так и на правом.

Завершающим этапом является закрепление основания люка к железобетонным кольцам. Для этого в юбке основания люка высверливаются отверстия. Три будет вполне достаточно. Высверливать можно обычным сверлом по бетону или металлу.Так как мой люк был ранее смонтирован, то отверстия уже готовы.

По истечении пары дней, после набора прочности раствором, через выполненные в юбке основания люка отверстия, перфоратором сверлятся отверстия по анкерные болты в железобетонном основании. Болты вставляются и затягиваются.

Люк готов. Осталось восстановить благоустройство.

способ поднятия дорожных люков при строительстве дорог

Рисунки к патенту РФ 2459909

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, в частности к поднятию люков колодцев подземных коммуникаций при строительстве новых дорог.

Обзор уровня техники.

По существующей технологии при строительстве новой дороги поднятие люка происходит путем наращивания его горловины и укладки вокруг него слоев дорожного покрытия с утрамбовкой дорожного покрытия вокруг горловины люка, например, дорожным катком (см. Руководство по проектированию городских улиц и дорог. ЦНИИП градостроительства госгражданстроя. — М.: СТРОЙИЗДАТ, 1980) .

Известная технология имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что вокруг люка образуется участок дороги, не досягаемый рабочим органом катка (мертвая зона), который не может быть плотно утрамбован (фиг.1). Вследствие этого участок дорожного покрытия вокруг горловины люка с течением времени оседает, что приводит к разрушению как дорожного покрытия, так и горловины люка.

Для устранения этих явлений требуется производить замену люка и дорожного покрытия.

Из уровня техники известны различные способы подъема люка горловины смотрового колодца.

Известен способ поднятия люка смотрового колодца по патенту на полезную модель № 1497 . При ремонте дорожного покрытия путем наращивания в корпус люка на место крышки люка ставят ремонтную вставку, опирающуюся на ремонтируемое покрытие дороги своей круговой опорой, после чего крышка люка устанавливается в ремонтную вставку, и укладывается ремонтный слой дорожного покрытия. Однако известный способ предназначен для использования при ремонте дороги, он не предназначен для поднятия люка смотрового колодца при строительстве новой дороги: ремонтная вставка выполнена с развитыми опорными поверхностями и предназначена исключительно для ее установки на старое дорожное полотно.

Известен способ замены горловины и крышки колодца по патенту РФ № 2268370 .

Известный способ содержит этапы выреза сферической части мощеной дороги вокруг указанной горловины и крышки колодца, удаления указанной вырезанной сферической части, демонтажа крышки и горловины, установки новой горловины, заполнения полого сферического пространства, образованного на этапе удаления, самоотверждающимся безусадочным наполнителем с высокой степенью текучести и укладки материала поверхностного слоя поверх указанного самоотверждающегося безусадочного наполнителя с высокой степенью текучести без использования прессования с помощью катка.

Однако известный способ не предназначен для поднятия люка смотрового колодца при строительстве новой дороги. Последовательность действий при замене горловины люка по известному способу является обратной последовательности действий при поднятии люка при строительстве новой дороги.

По совокупности признаков известный способ поднятия люка при строительстве дорог принят в качестве наиболее близкого аналога.

Задачей заявляемого изобретения является повышение качества и срока службы дорожного покрытия вокруг люка смотрового колодца при строительстве новых дорог.

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание точного способа поднятия люка смотрового колодца при строительстве новых дорог, обеспечивающего плотное и равномерно распределенное дорожное покрытие вокруг люка.

Сущность изобретения.

Указанный технический результат достигается тем, что заявляемый способ поднятия дорожного люка при строительстве дорог, включающий укладку слоев дорожного покрытия, наращивание горловины люка, утрамбовку дорожного покрытия вокруг горловины люка, согласно изобретению ведут в следующей последовательности: укладка плиты перекрытия колодца на уровне земляного полотна, закрытие горловины колодца закрывающим листом, фиксирование координат центра люка поднимаемого колодца, последующая укладка слоя дорожного покрытия поверх люка без поднятия горловины, вынесение координат центра поднимаемого колодца, нанесение границ инструмента, установка инструмента, вырезание в дорожном покрытии цилиндрического канала с фаской по верху цилиндрического канала, извлечение вырезанного фрагмента дорожного покрытия, извлечение закрывающего листа, поднятие горловины колодца с установкой корпуса люка под отметку в уровень верхнего слоя покрытия; заполнение пустот, образовавшихся в процессе производства работ, быстроотверждающимся безусадочным наполнителем с последующим прессованием; устройство асфальтобетонного покрытия с последующим уплотнением. При этом закрытие горловины колодца производят листом металла круглой формы с внутренними ограничителями против смещения и плавающей ручкой для выемки.

При этом устройство дорожного покрытия поверх люка ведут путем устройства щебеночного основания, устройства нижнего слоя покрытия из крупнозернистого асфальтобетона, устройства верхнего слоя покрытия из мелкозернистого асфальтобетона.

При этом наращивание горловины колодца ведут с помощью бетонных колец с установкой на цементный раствор.

При этом заполнение пустот ведут бетонным раствором с пластификатором.

При этом прессование ведут при помощи вибробулавы.

При этом укладку асфальтобетонного покрытия ведут горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смесью с последующим уплотнением виброплитой.

Указанная совокупность отличительных признаков не известна из уровня техники и, следовательно, заявляемое техническое решение является новым. Решение также обладает изобретательским уровнем.

Изобретение иллюстрируется следующими графическими материалами.

Фиг.1 — схема подготовительных работ по поднятию люка при строительстве дорог согласно заявляемому способу.

Фиг.2 — схема работ по поднятию люка до фрезерования согласно заявляемому способу.

Фиг.3 — схема работ по поднятию люка с фрезерованием согласно заявляемому способу.

Фиг.4 — схема работ по поднятию горловины колодца согласно заявляемому способу.

Фиг.5 — схема завершающего этапа работ по поднятию люка согласно заявляемому способу.

Раскрытие сущности изобретения.

Как было описано выше, установка люка при строительстве дороги сопровождается образованием вокруг люка участка дороги, не досягаемого рабочим органом катка (мертвая зона), который не может быть плотно утрамбован (фиг.1) и, следовательно, подверженный деформациям и разрушению. Чем меньше размер недосягаемого участка, тем более прочным и долговечным будет дорожное покрытие в этом месте. Уменьшение размера недосягаемого участка напрямую зависит от точности поднятия люка смотрового колодца при строительстве новых дорог и изготовления канала для него, которые обеспечат плотное и равномерно распределенное дорожное покрытие вокруг люка.

Заявляемый способ поднятия дорожного люка при строительстве дорог заключается в следующем.

Подготовительный этап (фиг.1). На уровне земляного полотна 1 согласно проектной документации укладывают плиту 2 перекрытия колодца. Горловину колодца закрывают листом 3, преимущественно металлическим (стальным), круглой формы с рекомендуемыми размерами толщиной от 10 мм и диаметром 1000 мм. Для удобства эксплуатации закрывающий лист 3 может быть снабжен внутренними ограничителями (не показано) против смещения и плавающей ручкой для выемки (не показана). Закрывающий лист 3 должен выдерживать давление, создаваемое последующим устройством дорожной одежды.

Затем проводят геодезические работы по определению координат центра поднимаемого колодца при помощи тахеометра.

Этап работ по поднятию люка до фрезерования (Фиг.2). Производят укладку дорожного покрытия поверх люка, закрытого листом 3, без наращивания горловины люка. Устройство дорожного покрытия поверх люка может включать в себя щебеночное основание 4, нижний слой 5 покрытия из крупнозернистого асфальтобетона, верхний слой 6 покрытия из мелкозернистого асфальтобетона.

Затем проводят геодезические работы по вынесению координат центра поднимаемого колодца, сделанные на подготовительном этапе.

С помощью приспособления — разбивочной решетки 7, служащей для определения точного местоположения фрезы для люков, ведут разметку краской рабочей зоны фрезы.

Устанавливают по координатам центра колодца фрезу (не показана) с точной привязкой к центру колодца.

Этап работ по поднятию люка с фрезерованием (Фиг.3). В дорожном покрытии ведут фрезерование цилиндрического канала 8 круглой фрезой, например марки «STEHR» (Германия) с помощью фронтального погрузчика, например «Bobkat S250».

Затем извлекают вырезанный фрагмент. Извлечение вырезанного фрагмента дорожного покрытия ведут с помощью экстрактора, например «Traglast». В верхней части цилиндрического канала 8 снимают фаску 9, высотой не менее 50 мм от верха покрытия. Выполнение фаски на верхней части цилиндрического отверстия обеспечивает равномерное распределение нагрузки на дорожное покрытие и крышку люка. Кроме того, фаска помогает на последующем этапе заполнить полость быстротвердеющим раствором. Выполнение канала 8 цилиндрическим позволяет обеспечить необходимую точность поднятия горловины колодца. В выфрезерованном канале 8 разбирают и удаляют щебеночное основание.

Этап работ по поднятию горловины колодца (Фиг.4). Извлекают закрывающий лист 3. Поднятие горловины колодца ведут путем наращивания с помощью бетонных колец 10, например марки KO6, устанавливаемых на цементный раствор 11 до нужного уровня, так, чтобы хватило высоты для установки люка смотрового колодца.

Завершающий этап работ по поднятию люка (Фиг.5). Захватом вставляют обечайку люка 13 под уровень дорожного покрытия (согласно проекту). Регулировочным приспособлением (кольцом 12) выставляют точно под отметку верхнего слоя покрытия.

Образовавшуюся полость 14 между наружной стенкой колодца и цилиндрическим каналом 8 заполняют быстротвердеющим безусадочным наполнителем, в качестве которого может быть использован бетонный раствор с пластификатором. Для лучшего проникновения раствора в труднодоступные места применяют вибробулаву. Ведут укладку асфальтобетонного покрытия горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смесью с последующим уплотнением виброплитой.

Отличием заявляемого способа от традиционного, выбранного в качестве прототипа, является то, что закрытие люка слоем дорожной одежды ведут без поднятия горловины. Над люком колодца (а не вокруг него, как в прототипе) укладывают дополнительные слои дорожного покрытия, в котором затем фрезеруют цилиндрический канал для точного поднятия люка колодца на заданную высоту.

Заявляемый способ позволяет осуществлять работы по поднятию люка колодца на заданную отметку, чего нельзя выполнить, используя известные решения. Осуществлена точная привязка координат фрезы к центру люка, что позволяет обеспечить минимальную полость между наружной стенкой колодца и каналом, выполнение фаски на верхней части цилиндрического отверстия помогает заполнить вышеупомянутую полость быстротвердеющим раствором. Кроме того, фаска обеспечивает равномерное распределение нагрузки на дорожное покрытие и крышку люка.

Заявляемый способ позволяет значительно улучшить качество дорожного покрытия вокруг люков за счет их точной установки и обеспечения (плотного и равномерного распределенного дорожного покрытия вокруг люков.

Источники информации

1. Руководство по проектированию городских улиц и дорог. ЦНИИП градостроительства госгражданстроя. — М.: СТРОЙИЗДАТ, 1980.

2. Патент на полезную модель № 1497 Люк колодца. МПК E02D 29/12. Опубликовано 16.01.1996

3. Патент на изобретение № 2266370 Способ замены горловины и крышки колодца. Опубликовано 20.12.2005.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Способ поднятия дорожного люка при строительстве дорог, включающий укладку слоев дорожного покрытия, наращивание горловины люка, утрамбовку дорожного покрытия вокруг горловины люка, отличающийся тем, что способ ведут в следующей последовательности: укладка плиты перекрытия колодца на уровне земляного полотна, закрытие горловины колодца закрывающим листом, фиксирование координат центра люка поднимаемого колодца, последующую укладку слоя дорожного покрытия поверх люка без поднятия горловины, вынесение координат центра поднимаемого колодца, нанесение границ инструмента, установка инструмента, вырезание в дорожном покрытии цилиндрического канала с фаской по верху цилиндрического канала, извлечение вырезанного фрагмента дорожного покрытия, извлечение закрывающего листа, поднятие горловины колодца с установкой корпуса люка под отметку в уровень верхнего слоя покрытия; заполнение пустот, образовавшихся в процессе производства работ, быстроотверждающимся безусадочным наполнителем с последующим прессованием; устройство асфальтобетонного покрытия с последующим уплотнением.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что закрытие горловины колодца производят листом металла круглой формы с внутренними ограничителями против смещения и плавающей ручкой для выемки.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что устройство дорожной одежды поверх люка ведут путем устройства щебеночного основания, устройства нижнего слоя покрытия из крупнозернистого асфальтобетона, устройства верхнего слоя покрытия из мелкозернистого асфальтобетона.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что поднятие горловины колодца ведут с помощью бетонных колец с установкой на цементный раствор.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение пустот ведут бетонным раствором с пластификатором.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что прессование ведут при помощи вибробулавы.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что укладку асфальтобетонного покрытия ведут горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смесью с последующим уплотнением виброплитой.

ВСН 62-97/КПР Инструкция по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог

ВСН 62-97 КПР

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог

Дата введения 1997-08-01

ВНЕСЕНЫ НИИМосстроем
УТВЕРЖДЕНЫ Управлением развития Генплана «22» июля 1997 г.
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

Инструкция по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог разработана кандидатом технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега, А.М.Балашовым (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя), кандидатом технических наук А.Н.Дмитриевым (Управление развития Генплана г.Москвы).
Инструкция составлена на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта строительства, эксплуатации и ремонта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.
Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект и ОАО «Гордорстрой».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая «Инструкция» распространяется на работы по устройству сопряжений дорожных одежд со смотровыми колодцами при новом строительстве, реконструкции и ремонте городских дорог.
Жесткость существующих конструкций колодцев значительно превышает жесткость дорожных одежд, что не позволяет обеспечить совместную их работу, в результате чего места сопряжений подвергаются многочисленным разрушениям.
Проблема решается путем уменьшения жесткости оголовка колодца, в этом случае, он становится частью дорожной одежды, вместе с которой деформируется под действием подвижных, температурных и других нагрузок, — или значительным увеличением прочности и жесткости основания и земляного полотна дороги вокруг колодца. Первый вариант наиболее эффективный и экономичный, второй — более дорогой и трудоемкий, менее эффективный, но необходимый в местах расположения кустов колодцев, где горловины колодцев расположены почти вплотную.
Наиболее предпочтительно при новом строительстве выносить подземные коммуникации за пределы проезжей части.

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции регулируемых оголовков смотровых колодцев, опирающихся на упругое основание дорожной одежды, разработаны институтами НИИМосстрой и Мосинжпроект и представлены в альбоме типовых проектов 1997 года.

2.2. Регулируемый оголовок предназначен для установки на проезжей части дорог и может быть установлен как на строящихся, так и на реконструируемых и ремонтируемых участках подземных коммуникаций. Установка регулируемого оголовка производится на стандартную горловину, имеющую внутренний диаметр 700 мм. Максимальная величина регулирования по высоте 130 мм.

2.3. Если при ремонте или реконструкции встречаются колодцы с горловиной из кирпичной кладки, то для сопряжения их с новой конструкцией оголовка необходимо разобрать верхнюю часть кладки и установить стандартное кольцо или полукольцо горловины.

2.4. Регулируемый оголовок состоит из двух изделий. Нижняя часть — опорная плита (рис.2.1), верхняя — поворотное кольцо (рис.2.2). Опорная плита диаметром 2300 мм имеет два среза, позволяющие перевозить его в автомобилях с шириной кузова 2150 мм. Внутренний диаметр опорной плиты составляет 882 мм, что несколько больше наружного диаметра железобетонных колец горловины, входящей внутрь опорного кольца. Горловина может входить внутрь опорной плиты на расстояние до 200 мм.

Рис.2.1. Опорная плита оголовка

Рис.2.1. Опорная плита оголовка

Рис.2.2. Поворотное кольцо

Рис.2.2. Поворотное кольцо

2.5. Опорная плита выполнена переменной жесткости с изменением толщины от 100 мм у краев до 200 мм у гнезда под поворотное кольцо.
Гнездо под поворотное кольцо расположено в центре опорной плиты и имеет защитный буртик и клиновые опорные площадки, по которым происходит перемещение аналогичных клиновых площадок поворотного кольца при регулировании высоты оголовка.

2.6. Поворотное кольцо выполнено в виде полого усеченного конуса, в верхней части которого замоноличена обечайка чугунного люка, а нижняя часть имеет три клиновых выступа.
Все элементы регулируемого оголовка рассчитаны на нагрузки по схемам Н-30 и НК-80. На рис.2.3 показана конструкция сопряжения такого оголовка с дорожной одеждой и горловиной колодца.

Рис.2.3. Сопряжение оголовка колодца с дорожной одеждой и горловиной

Рис.2.3. Сопряжение оголовка колодца с дорожной одеждой и горловиной:

1 — регулировочное кольцо с вбетонированной обечайкой; 2 — крышка люка; 3 — опорная плита; 4 — горловина колодца; 5 — два слоя асфальтобетона; 6 — слой основания дорожной одежды (укатываемый бетон, щебень, крупнозернистый асфальтобетон и др.); 7 — песчаный подстилающий слой; 8 — грунт земляного полотна

2.7. При расположении горловин колодцев вплотную и при отсутствии возможности применить оголовок, опирающийся на основание дороги, необходимо значительное увеличение прочности и жесткости дорожной одежды и земляного полотна на глубину 2,2 метра (рис.2.4).

Рис.2.4. Усиление дорожной одежды вокруг колодца

Рис.2.4. Усиление дорожной одежды вокруг колодца:

1 — асфальтобетонное покрытие; 2 — основание; 3 — щебень или уплотненный послойно укатываемый тощий бетон марки 100

2.8. Усиление основания выполняется из уплотняемого послойно укатываемого (тощего) бетона, щебня или цементно-песчаной смеси.

2.9. Заглубление усиленного основания должно превышать глубину промерзания на 30-50 см. Расстояние от кромки колодца до границы укрепления основания определяется углом внутреннего трения грунта земляного полотна, но не должно быть менее четырех значений упругой характеристики покрытия:

,

где — толщина покрытия;
, и , — модули упругости и коэффициенты Пуассона материала плиты и упругого основания.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, БЕТОННОЙ СМЕСИ И БЕТОНУ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОГОЛОВКОВ

3.1. Для приготовления бетонной смеси должны применяться бездобавочные портландцементы марки не ниже 400, отвечающие требованиям ГОСТ 10178-85*. Содержание в клинкере цементов трехкальциевого алюмината СА должно быть не более 7%.

3.2. Для приготовления бетонной смеси применяются природные, кварцевые и полевошпатовые пески или с добавками. В качестве добавок могут применяться искусственные пески, получаемые дроблением прочных морозостойких пород.
Пески должны удовлетворять требованиям ГОСТ 8736-85, ГОСТ 10268-80. Модуль крупности песков должен быть более 2,1. Содержание глинистых, илистых и пылеватых частиц в песке должно быть менее 3% по массе.
______________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ 8736-93. — Примечание изготовителя базы данных.

3.4. Для получения бетонных смесей следует применять добавки типа суперпластификаторов на основе меламиноформальдегидных и нафталиноформальдегидных сульфированных смол, из которых наиболее распространенным является С-3. Промышленный выпуск этой добавки налажен на Новомосковском заводе «Оргсинтез» в соответствии с ТУ 14-628-80 Минхимпрома.

3.5. Добавки-суперпластификаторы выпускаются в виде порошка или раствора различной концентрации. Добавки, поставляемые в растворе, должны отвечать требованиям табл.3.1.

Таблица 3.1

Характеристика суперпластификаторов

Свойства суперпластификаторов

Размерность

Показатели

Содержание твердых материалов

%

20-40

Плотность

По мере эксплуатации источника питьевой воды владельцы частных домовладений сталкиваются с проблемой, как углубить колодец из бетонных колец, так как в силу различных причин естественный резервуар исчерпал свои запасы. Для возобновления функционирования этого гидросооружения необходимо провести его очистку или следует идти на более радикальную меру — углубление.

Причины падения уровня воды

Мощность водоносного слоя — величина непостоянная, которая изменяется под влиянием природных и антропогенных факторов. Перед тем как приступать к углублению шахты, обязательно надо выяснить причины падения водяного уровня, от этого будет зависеть какой метод работ следует выбрать и какие материалы и инструменты подготовить.

Факторы, влияющие на дебит источника

Наименование Характеристика Выводы
Изменение гидрогеологических условий на территории размещения объекта Сильные морозы Явление временного характера
Продолжительная засуха Не требует вмешательства
Уровень восстановится самостоятельно
Резкое снижение уровня воды Атмосферные осадки не успевают компенсировать отбор Происходит заиливание
Необходимо освободить шахту от отложений
Усиленная эксплуатация источника Поступление не перекрывает потребление Следует углубить скважину
Постройка скважины вблизи колодца Происходит уменьшение дебита
Разломы и деформации бетонной конструкции Через трещины и пробоины происходит отток жидкости Необходим ремонт и чистка

Когда нужно углублять?

Существует ряд причин, по которым необходимо увеличить глубину скважины.

После проведения анализа причин уменьшения воды в источнике выясняют наличие еще некоторых специфических признаков, которые укажут на необходимость углубить колодец:

  • отличные питьевые качества воды;
  • невозможность размещения нового объекта в другом месте усадьбы;
  • высота скважины — свыше 10 колец;
  • дно шахты размещено не на плавуне;
  • деформация элементов шахты не превышает 40 мм;
  • суточный уровень поступления — 1 кольцо.

При этом необходимо знать, что работы по углублению проводят осенью или зимой, когда уровень воды под землей достигнет своего минимума. Также нужно принять к вниманию тот факт, что для возобновления функционирования источника придется достигнуть расположение другого водоносного пласта — то есть пройди дополнительно 4,5—5,0 м, но это не дает гарантии, что питьевые качества останутся прежними.

Специалисты уверены, что проведенные работы должны «продлить жизнь» обновленному колодцу на полстолетия.

Методы углубления

При подготовке подбирают инвентарь, которым удобно работать в ограниченном пространстве.

Перед началом работ по реконструкции колодца готовят следующие инструменты и инвентарь:

  • Электронасос для откачки воды. Наличие нескольких таких агрегатов ускорит выкачивание воды.
  • Лопата. Копать придется в стесненных условиях, поэтому у этого инструмента должен быть короткий черенок.
  • Емкости, ведра. Должны быть металлические, чтобы выдерживать вес ила.
  • Подъемник с лебедкой. Обеспечивает поднятие грузов до 0,5 т весом на поверхность.
  • Инструмент для бурения грунта, отбойник. При помощи их углубляется дно.
  • Лестница из веревки. Обеспечивает опускание и подъем работников.
  • Средства страховки, индивидуальной защиты, автономные осветительные приборы. Обеспечивают безопасную работу.

Наращивание колодезных стенок снизу

Этот метод углубления очень трудоемкий и сложный. Из-под колец извлекают грунт и закрепляют оголенные стенки кирпичом или бетонируют. Работать необходимо осторожно, есть угроза резкого оседания шахты, используют только качественные материалы — кирпич, цемент, арматуру. Из-за хрупкости нового сооружения, которое легко сломается просевшими бетонными кольцами, рекомендовано проходить за сутки 0,3—0,4 м.

Бурение скважины

Метод подразумевает подачу воды из нижних слоев с помощью насоса и накопительного резервуара.

Способ «реанимации» колодца заключается в бурении на дне скважины. При достижении водоносного пласта устанавливается обсадная труба и монтируется электронасос. Такое сооружение требует регулярную профессиональную очистку, при попадании на «бедный» пласт оно будет выдавать мало воды — для преодоления этой проблемы монтируют бак-накопитель.

Углубление меньшими кольцами

Происходит наращивание ствола шахты снизу кольцами меньшего диаметра. Метод позволяет быстро и экономно восстановить колодец. Главный недостаток — приходится пользоваться блоками меньшего диаметра, их трудно приобрести, выпускаются они кустарным способом. В таких бетонных приспособлениях будет сложно из-за тесноты подкапывать грунт — их диаметр составляет 0,6—0,8 м.

Усадка колец грузами

Воздействие на верхние кольца может привести к нежелательной деформации всей конструкции.

Этот метод применяют для новых сооружений, кольца которых еще не полностью закрепились грунтом. Перед этим осторожно освобождают от земли нижний бетонный блок. На верхнее кольцо сооружения помещают груз, при этом действовать следует осторожно — от веса может повредиться весь ствол шахты. В качестве груза используют тяжелую технику — трактор с навесным оборудованием, грузовик.

Подкапывание

Метод заключается в том, что из-под нижнего кольца, предварительно откачав воду и убрав фильтр, осторожно откапывают и вынимают грунт. Далее под действием гравитации и собственного веса ствол шахты начинает уходить вниз. Сверху на место освободившегося места устанавливают новое кольцо. Подкоп делают до тех пор, пока не начнет прибывать большая вода.

Углубление трубами

Для такого способа используют метровую металлическую трубу диаметром 50 см с боковыми отверстиями, которые закрывают сеткой из нержавейки. Эту конструкцию доращивают на высоту нового водяного горизонта и опускают в углубленную полость. Метод сложный и нечасто применяемый. Вода поступает в колодец очищенной, а фильтровальную конструкцию придется чистить.

Другие способы

Существуют современные методы углубления колодцев, они аналогичны, но в них вместо бетонных колец используются элементы из пластика, например, кольца и трубы. Такой материал удобно применять при улучшении качеств сооружения, потому что он легкий, гибкий, экологически чистый, в нем нет стыков, но он хрупкий и поддается механическому воздействию.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *